Слабое звено. Как технологии меняют рынок труда?

С развитием прогресса все больше клиентов хотят быть уверены в том, что их любимые бутики тоже идут в ногу со временем.

Согласно исследованию, проведенному британским маркетинговым агентством Savvy в прошлом году, 80% покупателей ждут от оффлайн-магазинов более активного использования технологий. По результатам уже другого отчета, опубликованного Международным Советом Торговых Центров (ICSC), 35% хотя бы однажды совершали оплату покупок в магазинах через мобильный телефон, и ценят наличие этой опции. Более 70% клиентов физических бутиков также хотели бы оперативно получать доступ ко всему ассортименту и размерному ряду.

Пока сотни бутиков по всему миру работают над созданием интерактивных примерочных и каталогов, включающих в себя все представленные коллекции, а также собственных мобильных приложений, неясным остается будущее продавцов и кассиров, которых постепенно заменят компьютеры. Прогнозы исследовательского центра IRRC Institute неутешительны – в ближайшие несколько лет из-за стремительного развития технологий в ритейле в одних только Соединенных Штатах рискуют остаться без работы почти 7 миллионов человек.

Однако все не так безнадежно – уверено издание Harvard Business Review. Оно советует игрокам модного рынка заранее начать адаптироваться к меняющейся ситуации, чтобы успеть переподготовить персонал, избежав тем самых если не всех, то хотя бы большей части увольнений. В частности, владельцы магазинов, которые встали на путь автоматизации, могут использовать свободные площади для того, чтобы удовлетворить потребности жителей района – например, открыть студию йоги или здорового питания, проводить психологические тренинги или кулинарные курсы. Кроме того, не стоит забывать и о социально полезных проектах –дневной центр для молодежи и пожилых людей или секции по интересам наверняка привлекут внимание общественности. Подобные инициативы помогут обеспечить работу бывшим кассирам, кладовщикам, уборщикам и другому персоналу магазинов, а также создать новый источник доходов и упрочить репутацию компании.

В наиболее выгодной позиции окажутся предприниматели, которые владеют не только физическими, но и онлайн-бутиками, поскольку с продолжением стремительного роста Интернет-торговли в секторе e-commerce будут появляться все новые рабочие места – в первую очередь, в колл-центрах и отделах доставки.

Торговые центры и крупные сетевые магазины могут позаботиться о своих подчиненных, также создав фонд акций, которые сотрудники смогут приобретать на льготных условиях. По этому пути уже пошел целый ряд предпринимателей – правда, пока речь идет, в основном, о владельцах ресторанного бизнеса, например, Starbucks или Chobani. Один из основных плюсов этой стратегии – в том, что даже в случае полной автоматизации заведений их бывшие сотрудники продолжат зарабатывать деньги, ведь если компания успешно развивается, пусть даже и без обслуживающего персонала, ее акции растут и приносят доход.

Кроме того, на выручку ритейлерам должны прийти социальные институты поддержки бизнеса, такие как инкубаторы, акселераторы и инвестиционные фонды, которые помогут игрокам рынка адаптироваться к новым условиям и сделать компанию конкуретноспособной в эпоху технологического прогресса. Главное – вовремя отреагировать на происходящие изменения, чтобы успеть обратить их на пользу своему магазину.

Текст: Галя Миловзорова