Светлая сторона. О правильном освещении бутиков

Удачная презентация товара зависит от множества составляющих. Одним из ключевых аспектов является освещение. Признанный эксперт, основатель компании NLT Михаил Гусманов, рассказал о том, как выставить продукцию в лучшем свете.

Сегодня светодиодные светильники вытесняют из бутиков металлогалогенные лампы, которые хоть и позволяют обеспечить высокий индекс цветопередачи (CRI) и мощный световой поток, но в то же время содержат инфракрасные и УФ-лучи – они негативно влияют на кожаные и меховые изделия, а также на мягкие по структуре ткани, такие как шелк или бархат. Кожаная обувь выцветает и высыхает, яркая одежда тоже может менять свои оттенки. В современных светодиодных технологиях эти факторы сведены к минимуму. Кроме того, эти светильники минималистичны, экологичны, имеют высокую мощность, индекс цветопередачи и энергоэффективность.

Но тем не менее, не все светодиоды соответствуют требованиям премиального сегмента. Вот несколько параметров, на которые следует обратить особое внимание:

  • Для обеспечения высокой интенсивности освещения лампочка должна обладать световым потоком не ниже 3500-4000 Лмв;
  • Чтобы цвета одежды не искажались, индекс цветопередачи (CRI) должен быть более 90. Стандарты CRI 80+ активно используются в сегментах mass market и middle;
  • Угол распределения светового потока должен быть грамотно подобран. Если потолки в магазине очень высокие, то не рекомендуется использовать угол более 50-60 градусов. Для высоты установки светильника порядка 3-3,5 метров оптимально выбрать угол 38-40 градусов. В витрине для обеспечения точечной засветки и высокой интенсивности света можно использовать более узкие углы, например, 24 градуса;
  • Для освещения магазинов одежды и обуви лучше не использовать холодный свет. Кажется, что он светит ярче, но в то же время он искажает восприятие цветов и быстро утомляет зрение. Если в коллекциях магазина присутствуют цветные, яркие принты, то лучше использовать теплый белый цвет, цветовой температуры 2700-3000К. Если в ассортименте есть мех, черные, белые, синие, серые, темно-синие оттенки, то лучше всего выбрать белый цвет (4000К), который ничего не искажает;
  • Для магазинов премиум-сегмента уровень освещенности должен быть от 1200 до 1500 лк (люкс), для магазинов mass market и уровня middle – до 800 люкс на торговой поверхности, в 1,6-1,7 метра от пола. Это уровень, на котором покупатель среднего роста видит товар перед собой.Чем выше уровень магазина, тем выше должны быть расположены светильники.

Главное – добиться в бутике домашней уютной атмосферы, поэтому свет должен быть приглушенным, чтобы покупателя ничего не отвлекало и он мог полностью сосредоточиться на продукции. Многие люксовые магазины используют индивидуальную подсветку товара. То есть по светильнику – на каждую сумку и каждую пару обуви.

Современные светодиодные светильники можно легко вмонтировать в потолок, стены, встроенные ниши так, чтобы они занимали минимальное пространство, и были незаметны в дизайне магазина. Что касается трековых светильников, то сегодня их тоже просто сделать невидимыми, установив на шинопровод, спрятанный в подвесной потолок или в специальные углубления в потолке. Светодиодную ленту, которая используется для освещения товара на полках, также можно скрыть от глаз. Ее мощность должна быть не менее 10 Вт на погонный метр. Если этот показатель составляет 4-5 Вт, то лампочки просто не смогут обеспечить необходимый световой поток. Большинство лент, представленных сегодня на рынке, обладают низким индексом цветопередачи, поэтому, если общий свет бутика имеет высокие стандарты CRI – 90 и выше, то у светодиодных лент этот коэффициент, как правило, находится на уровне 60-70. На практике такая разница приводит к тому, что обувь и аксессуары будут иметь один цвет на полке и совершенно другой в зале.

Важно не забывать и о правильном освещении примерочных. Свет, который  используется в кабинках, обычно обеспечивают источники, установленные сверху – например, даунлайт или бра с настенным креплением. В большинстве случаев такие светильники не дают достаточно света и искажают общий образ, в результате чего клиент может принять неверное решение о покупке, поэтому в примерочных тоже лучше всего использовать светодиодные лампы.

Чтобы избежать ошибок с расстановкой и проектированием света, байеры могут обратиться к специализированной компании, которая имеет необходимый опыт и может с помощью систем 3D моделирования спланировать уровень освещения в торговом зале, провести оптимизацию количества светильников и их спецификацию.